Журнал ВИКТОРИЯ

(2003 г., № 3, С. 12-14)

 

 

ПОТОМКИ

 

Судьба одарила Всеволода Федоровича Руднева тремя сыновьями Георгием, Пантелеймоном и Николаем. После октябрьского переворота в Петрограде все трое за невостребованностью новой властью оказались во Франции, разделив участь многих тысяч лучших представителей русской интеллигенции, Новой России они, как и брошенный на произвол судьбы в Шотландии легендарный «Варяг», оказались не нужны. По окончании Второй мировой войны Георгий покидает Францию и в 1947 году поселяется в столице Венесуэлы Каракасе. Его сын Ги (он же Георгий) женится на дочери русских эмигрантов, родители которой и по сей день благополучно доживают свой долгий век в тихом венесуэльском городке Валенсия на берегу океана, и в настоящее время является преуспевающим чиновником высокого ранга в государственном нефтяном бизнесе. Имеет двух сыновей Андрея и Вадима, дочь Ксению и очаровательную супругу Лидию Артуровну, заботливую хозяйку большой и дружной семьи.

 

В октябре 1998 г. клуб получил редкую возможность ознакомиться с жизнью русской общины Венесуэлы. Поводом для такого вояжа послужило любезное приглашение Георгия Руднева, поступившее на мое имя на церемонию бракосочетания его старшего сына Андрея. Информация, полученная в процессе этого визита, весьма интересна и заслуживает отдельного внимания.

 

Живёт семья Рудневых в престижном районе Каракаса в элитном доме, занимая целый этаж в так называемом кондо-минимуме. В семье бережно хранится всё, что связано с памятью о России и их великом предке Всеволоде Федоровиче Рудневе. Висит на почётном месте и его большой портрет, подаренный Георгию талантливым московским художником, членом Российского морского клуба Николаем Андреевичем Борисовым во время визита Рудневых в Москву. Из самых «древних» сувениров наиболее интересным, пожалуй, является огромное серебряное блюдо, на котором император российский Его Величество Николай Второй вручил командиру непобеждённого «Варяга» традиционную российскую хлеб-соль.

Интересны и другие сувениры. Так, на одном (большого размера) серебряном бокале имеется надпись: «Корнилов». Однако все подробности, связанные с историей этого бокала, к сожалению, утрачены. А недавно были утрачены и запонки, принадлежавшие легендарному предку, полагают, что их «увела» прислуга. Потери эти невосполнимы.

 

Не менее благополучно проживают в Каракасе и три ныне здравствующие сестры Георгия Кира, Людмила и Екатерина. Все они, за исключением Екатерины, прекрасно говорят на настоящем, чистом русском языке, на языке Чехова и Толстого, на языке, который нами уже давно и безвозвратно утерян. То же можно сказать и о Георгии Рудневе, и его семье. От них вы не услышите маразматических оборотов и слов вроде «сникерсни», «оттянись co вкусом» и им подобных, в изобилии насаждаемых в чужой для них язык разного рода «новыми русскими» с двойным гражданством.

 

 

 

Старший сын Георгия 4-го октября 19981 года был повенчан по православному обряду в кафедральном Свято-Николаевском соборе Каракаса на Марии Фернанде - дочери состоятельных латиноамериканцев, католического вероисповедания. По мирному соглашению семей Мария приняла православие. Этим браком венесуэльская ветвь рода Рудневых прекратила свою чисто русскую, славянскую наследственность. Отныне в потомках славного командира «Варяга» будут появляться не только французы, как это уже случилось с парижской ветвью рода (Никита Пантелеймонович женат на француженке Женевьеве), но и латиноамериканцы.

 

Увы! Такова уж, видимо, участь русской нации улучшать своим могучим потенциалом генетически деградирующий Запад. Эту истину давно усвоили американцы, в последние годы буквально поставившие на поток поставку из России русских девушек для женитьбы и брошенных родителями детей для усыновления. Да и что остаётся делать, если всё талантливое, умное и человечески порядочное традиционно не только не востребуется у себя на Родине, но и вышвыривается за её пределы, как мешающее властьпредержащим творить беззаконие над народом и Россией. Последнее десятилетие, когда к власти пришла та же публика, что и после октябрьского переворота 1918 года, она демонстрирует это более чем очевидно. Но этим «пришельцам» не следует забывать старую русскую пословицу о длительном процессе запрягания и быстрой езде на Руси.

 

Остаётся только надеяться, что ныне здравствующий Президент России не будет так беззастенчиво и откровенно» грабить свою страну, как это на наших глазах делал его предшественник, не постеснявшийся откровенно признать криминальный характер деятельности возглавляемой им «семьи», выпросив издания специального президентского указа, освобождающего его и эту самую «семью» от уголовной ответственности за содеянное, что, как мы знаем, было верноподданически исполнено.

За какие заслуги перед Россией? - хотелось бы спросить.

 

СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ МОЛОДЫМ

 

Пора, однако, вернуться в Каракас. Таинство церковного бракосочетания было совершено настоятелем храма протоиереем Павлом. Принимая во внимание весьма преклонный возраст оного (83 года), в помощь ему Георгием Рудневым был приглашен молодой православный священник Георгий из Сан-Пауло (Бразилия). Скромный протоиерей, прибывший на церемонию с матушкой Валентиной, был пожалован оплаченным проездом в оба конца и полным пансионом в Каракасе.

Свадебную церемонию священники правили поочерёдно, как на русском, так и на испанском языках. Православный храм собрал в этот день под своими сводами всю элиту Русской общины Каракаса. Процесс венчания был исполнен в лучших традициях Русской православной церкви, будучи в меру длителен и величав. Невеста, только что принявшая православие, была в восторге от красоты и торжественности церковного действа и явно не сожалела об утраченном католичестве.

 

Светская же часть церемонии, то бишь свадьба, состоялась в тот же день в одном из самых престижных ресторанов Каракаса. Количество приглашенных было ограничено лишь размерами самого ресторана и не превысило пятисот персон. По признанию Георгия Руднева, он готов был пригласить и 2000 гостей, но, к его сожалению, в Каракасе не нашлось ресторана, который смог бы принять такое количества желающих участвовать в семейном торжестве Рудневых-Варяжских. Да! Именно Варяжских! Ибо, после триумфального возвращения командира «Варяга», капитана 1-го ранга Всеволода Федоровича Руднева в Санкт-Петербург, специальным указом Императора Российского Николая Второго ему было пожаловано сие добавление к фамилии «Руднев», как дань уважения и преклонения перед подвигом, совершённым во славу Отечества. Известно, что от подобного шага не удержался даже император Японии, наградив, по окончании войны, командира легендарного крейсера высшей наградой своей страны - орденом Восходящего Солнца. Более того, когда непобежденный «Варяг» был поднят со дна моря, японцы превратили его в учебное судно. На корме корабля было сохранено его гордое имя, и каждую группу вновь прибывающих на борт офицеров встречали фразой: «Здесь вас научат, как надо любить и защищать свою Родину!» Советское же правительство отправило легендарный «Варяг» на переплав в сталеплавильные печи Германии.

 

Свадебный приём, как и процесс венчания, прошел на самом высоком уровне, однако на этот раз уже в лучших традициях латино-американского континента. При этом, хотя там и не было традиционного для русской свадьбы общего застолья, некоторые моменты, призванные отметить русское происхождение жениха, безусловно, были и незамеченными не остались. Так, после торжественного представления «молодых» почтенному собранию и не менее торжественной речи, произнесённой отцом жениха на русском и испанском языках, был провозглашён тост «во здравие молодых», вслед за которым всё многочисленное семейство Рудневых-Варяжских, подняв над головой пустые рюмки и перевернув их вверх дном, демонстрировало гостям русский стиль свадебного застолья. Кто и когда из заезжих гастролёров научил их этому русскому обычаю выяснить, не удалось.

 

Следующим моментом из русских традиций было предложенное гостям типично русское национальное блюдо, а именно - русские щи с пирожком. Супруга Георгия, Лидия Артуровна, накануне лично приготовившая всё это для пятисот гостей, безусловно совершила подвиг! Но, к сожалению, большинством гостей он остался просто незамеченным, ибо щи были поданы в маленьких чашечках, и что это было такое, гости так, видимо, и не поняли. Пирожки же, по ошибке прислуги, были поданы отдельно от щей и тоже остались незамеченными.

 

А вот русский танец «боярышня», подаренный «молодым» восемнадцатилетней сестрой Андрея Ксенией, оказался, бесспорно, истинно русским без всяких кавычек. Исполнен он был в национальной русской одежде и в подлинно-русской манере. Невольно вспомнилась толстовская Наташа. Кто и когда научил эту девочку такому действительно русскому танцу и русским манерам? А ведь не только она, но и её родители родились и выросли вдали от России в условиях совсем не русской культуры. И эта же самая Ксюша, спустя буквально полчаса, самозабвенно и виртуозно отплясывала латиноамериканские танцы, исполняемые сменяющими друг друга четырьмя профессиональными музыкальными группами. Вспомнились при этом и слова Никиты Руднева, сказанные им при посещении святой для него земли Тульской, когда его спросили, кем он сам себя полагает: французом или русским. Ответ был предельно точен и лаконичен: как человек, родившийся и выросший во Франции, он, конечно, француз, но... с русскими корнями!

 

 

Ох, уж эти русские корни! Видно, действительно, они существуют и не дают нам покоя ни здесь в России, ни там, за рубежом.

 

Свадьба же явно удалась, и довольные гости с сожалением покидали гостеприимный зал ресторана. Что же до «молодых», то, отплясав на своей свадьбе, на следующее утро они благополучно отбыли на Багамские острова, в свадебное путешествие, чтобы, вернувшись через месяц, поселиться в своей новой квартире в центре Каракаса, подаренной им отцом жениха. Не остался в накладе и отец невесты, традиционно ответственный за оплату свадебно-ресторанных счетов. Функцию эту с удовольствием исполнил все тот же отец жениха, то есть Георгий Руднев.

 

ОБЩИНА

 

Венесуэльская Русская община не велика и ведет свою историю с 1946 года. 26 октября 1997 года в городском театре Каракаса она торжественно отметила пятидесятилетие пребывания русских в Венесуэле. В Каракасе имеется три православных храма. Центром общения русской диаспоры Каракаса служит храм Святого Николая, построенный в 1948 году. Он не велик, но носит престижный титул «кафедральный». Настоятель храма отец Павел, в прошлом человек весьма далёкий от церковных дел, решением Русской общины Каракаса был в свое время просто озадачен исполнять это православное послушание. Служба в храме правится 2-3 раза в неделю, а также по праздникам и воскресным дням. Реальной хозяйкой храма является всё та же Лидия Артуровна, ведущая там всё непростое церковное хозяйство. Помимо этого храма в Каракасе имеется еще два других, водном из которых, в храме Успения Пресвятой Богородицы, раз в месяц также правится служба.

 

Существует в Русской общине Каракаса ещё и так называемый Дамский благотворительный культурный комитет, оказывающий материальную поддержку этническим русским, проживающим в странах Латинской Америки и даже в России. Средствами комитет располагает невеликими и пополняет их за счёт помощи от русской диаспоры Венесуэлы, а также доходами от небольшой коммерческой деятельности самого комитета. Деятельность же эта заключается в том, что 16 дам русского происхождения, составляющие этот комитет, своими руками создают очаровательные русские куклы и продают их через престижные магазины Каракаса. Полагаю, что нет нужды уточнять, что председателем этого комитета конечно же является всё та же Лидия Артуровна Руднева. В активе комитета числится не одна обласканная ими русская душа, волею судеб оказавшаяся на чужбине. Дай Бог им и далее преуспевать в сём благородном и многотрудном деле.

 

Вспоминается и один довольно комичный эпизод, когда одна из этих дам обратилась ко мне с просьбой подыскать ей в России настоящего русского жениха, которого она готова принять на условиях полного пансиона, выразив сожаление, что я, по причине своего семейного статуса, выступить в этой роли не могу.

 

Достаточно интересным оказалось и посещение Валенсии, состоявшееся по просьбе матушки Валентины (супруги отца Георгия). Там в небольшом уютном домике благополучно и пристойно доживают свой век родители Лидии Артуровны. Русская община здесь невелика но также, как и каракасская, «крутится» вокруг своего православного храма Знамения Божией Матери, где службу правит, тоже уже старенький, отец Сергий. Наш приезд послужил поводом для небольшого скромного застолья, прямо на церковном дворе. Среди собравшихся представителей русской диаспоры оказалось и несколько недавно прибывших из России новых переселенцев - плоды горбачёвско-ельцинского перестроечного беспредела. Меня опять приятно поразил русский язык на котором объяснялись «коренные» жители Валенсии. Посетили мы, конечно, и старичков Лидии Артуровны - милые и очень приятные русские люди, ещё помнящие Россию-матушку.

 

На обратном пути, недалеко от Валенсии, нам с матушкой Валентиной дали возможность ознакомиться с ещё одним весьма любопытным храмом. Храм этот христианский, без уточнения конфессиональной принадлежности, и обязан своим возникновением на земле венесуэльской маленькой иконке Божией Матери, которая много лет назад в один из дней вдруг стала мироточащей. Это означает, что поверхностный спой этой иконы непрерывно источает миро, что на церковном языке означает «масло». Масло это обладает чудотворными свойствами и способно излечивать людей от самых немыслимых заболеваний.

 

Самое же интересное в этой истории то, что одним из пациентов этой удивительной иконы несколько лет назад стал младший сын Георгия Вадим. К тому времени он уже много лет страдал каким-то специфическим заболеванием ног и не мог самостоятельно передвигаться без помощи костылей. Вполне состоятельные родители Вадима смогли привлечь самую престижную и дорогостоящую медицину, но, увы, все усилия оказались тщетны. Тогда им и посоветовали обратиться за помощью к мироточащей Чудотворной иконе Божией Матери. Рудневы последовали мудрому совету и посетили с Вадимом этот храм. И вот когда чудодейственным миро были смазаны ноги Вадима, он в одночасье излечился и покинул храм без костылей. Костыли эти, в числе многих прочих других, включая инвалидные коляски, и по сей день хранятся в храме как немые свидетели сотворенного чуда божественного исцеления. Мы с матушкой Валентиной имели возможность в этом самолично убедиться. Более того, нам было разрешено даже всё это, а также внутреннее убранство храма и саму Чудотворную икону запечатлеть на видеокамере. Вот такая необычная история, свидетелями которой мы стали воочию, произошла в семье Рудневых-Варяжских.

 

Конечно, хотелось увидеть ещё многое в этой необычной и далёкой от России стране Венесуэле и её столице Каракасе, но, по причине чрезвычайной занятости моих хозяев, пришлось ограничиться осмотром квартиры и великолепно изданными проспектами и красочными альбомами. Возможность такая почётному гостю из России была предоставлена младшим сыном Вадимом. Не остались без внимания и многочисленные общественные организации Москвы, приславшие потомкам легендарного командира «Варяга» свои сувениры и подарки - всем им я увёз на родину искреннюю благодарность Георгия и Лидии Рудневых-Варяжских.

 

КЛУБ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

 

Но вернёмся в Москву, в Музей истории Черноморского флота. Здесь регулярна проводятся дружеские встречи общественно-патриотических организаций Москвы по случаю юбилейных дат, связанных с историей российского и советского флотов. В них участвуют Совет ветеранов Черноморского флота (председатель Фетисов А. Ф.), Российский морской клуб (Чернавин В. Н.), Фонд памяти адмирала Кузнецова Николая Герасимовича (Кузнецов В. Н.), Морская секция Дворянского собрания России (Нахимов А. П.), Движение поддержки флота (Ненашев М. П.), Историко-культурный центр при Правительстве Москвы (Квитковский Ю. П.) и, конечно, молодёжь Дома пионеров и школьников и многочисленных клубов юных моряков Москвы.

 

В музее были торжественно отмечены юбилейные даты рождения прославленных российских адмиралов - Нахимова П. С.(195 лет - 1997 г.), Истомина Б. И. (190 лет - 1999 г.), Корнилова В. А. (190 лет – 1996 г.), Руднева-Варяжского В. Ф. (140 лет - 1995 г. и 95 лет подвигу «Варяга» - 1999 г.), а также 300-летие Андреевского флага (1999 г.) и, конечно же, славный 55-летний юбилей Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

Вся эта интересная деятельность была бы просто невозможной без бескорыстной и всесторонней помощи директриссы музея Валерии Викторовны Курниковой.

 

В настоящее время Российский морской клуб в тесном сотрудничестве с другими общественно-патриотическими организациями активно готовится к 100-летней годовщине со дня легендарного боя «Варяга» с японской эскадрой адмирала Уриу у корейского порта Чемульпо (2004 г.)

 

 

 

 

На главную страницу